Разделы:
АВТОновости АВТОфото АВТОвидео АВТОспорт АВТОбазар АВТОфорум АВТОразборки АВТОинфо АВТОюмор АВТОрейтинг АВТОкаталог СТО Участники Про iCAR Лошади АВТОмагазины
АВТО поиск:
Реклама
АВТОинфор. Рубрикатор по темам   Акустика Безопасность Двигатель Драйв Закон История Кузов Оптика Отзыв Подвеска Покупка Резина Ремонт Рулевое Салон Тюнинг Ходовая Электрика

iDrive — это просто!

iDrive — это просто!
06/09/2009 18:14
06/09/2009 18:14

Пожалуй, ничто в новой «семерке» BMW (за исключением дизайна, конечно) не вызвало столь многочисленных и разноречивых откликов и дискуссий, как iDrive.

Причем большинство высказывающихся понимают под этим названием лишь знаменитую рукоятку — контроллер «управляющего центра», а в лучшем случае — еще и контрольный дисплей. Что само по себе симптоматично: неистребима наша любовь к рассуждениям о предметах, в суть которых мы вникнуть не удосужились. Однако рано или поздно сделать это придется: в наше время революционные решения в серийной «потребительской» технике «просто так» не появляются — уж если и пришлось пойти новым путем, то, значит, по-старому уже просто не получается. Что называется, припекло... И в концепции управления iDrive следует видеть не демонстрацию «продвинутости» одной компании, а перспективу развития эргономики автомобилей на ближайшее будущее.





Прежде всего надо ответить на главный вопрос: чем же для нас является автомобиль. Если просто неким устройством, позволяющим с определенным комфортом перемещаться из пункта «А» в пункт «Б», то все необходимое для этого автомобиль имел уже к 50-м годам, включая неплохой отопитель и весьма приличный радиоприемник. И с этих позиций те же контроллер и дисплей будут действительно восприниматься как очередное заумное новшество или причудливая электронная игра для водителя — нечто вроде PlayStation 3. Однако незаметно, чтобы весь мир и поныне передвигался на транспортных средствах, оборудованных по стандартам полувековой давности: практически все нововведения по части комфорта и безопасности принимаются потребителями на ура. Отопитель с кондиционером со временем доросли до автоматической системы микроклимата, радиоприемник постепенно превратился в высококачественную аудиосистему с магнитофоном, CD-чейнджером, проигрывателем мини-дисков и интегрированным мобильным телефоном. Телевизором в автомобиле давно никого не удивишь, а навигационная система — вообще уж вещь сама собой разумеющаяся, по крайней мере в Европе. И ведь надо же, всем этим люди пользуются!



Не будем, однако, забывать, что любые новые сервисные функции — это новые кнопки, ручки, рычажки, индикаторы. Показательно: если в первой крупносерийной представительской модели баварского концерна (BMW 502, 1952 г.) водитель следил за десятком различных приборов и индикаторов и использовал менее тридцати органов управления, то норма последних десятилетий — три десятка источников информации и около восьмидесяти органов управления!





С развитием микропроцессорной техники ситуация несколько стабилизировалась: появились бортовые компьютеры, а навигационную, аудио и телефонную системы стали объединять в информационный центр с общим дисплеем. Число стрелочек, лампочек, ручек и кнопок несколько уменьшилось, но значительного эффекта достичь не удалось — ведь в результате того же развития электроники в автомобиле появляются все новые системы, а бортовой сервис становится все более изощренным. Взять те же вентиляцию и отопление: еще недавно никому в голову не приходило, что можно не просто переключать потоки воздуха «ноги—тело—окна», а отдельно регулировать интенсивность потока по каждому из этих направлений. Или, например, регулировать температурный баланс между спинкой и подушкой в подогреве сидений. В общем, водителю и пассажирам максимально «упакованной» новой «семерки» доступны около 700 различных функций управления — трудно себе даже представить, во что превратился бы салон автомобиля при соответствующем количестве традиционных включателей и регуляторов! Очевидно: революционная ситуация назрела.



iDRIVE — КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ



Прежде всего, при создании нового рабочего пространства были заново с самого начала проанализированы все элементы интерфейса «человек—машина», то есть каналы управления и передачи информации, связывающие водителя и автомобиль. Все функции были структурированы по трем уровням, в зависимости от частоты использования и важности при движении автомобиля. Органы управления базовыми функциями, имеющими определяющее значение для процесса движения и обеспечения безопасности, расположились в непосредственной близости от водителя — на руле и вокруг него. Это — оперативное управление автоматической трансмиссией, светотехникой, стеклоочистителем, круиз-контролем, аудиосистемой, «снятием трубки» телефона.





Второй уровень — органы управления часто используемыми функциями, до которых должен быть обеспечен быстрый доступ, причем не только водителю, но часто и пассажиру. Они расположены на приборной панели и выполнены в виде обычных выключателей и регуляторов. Здесь пуск/остановка двигателя, включение светоприборов, управление стояночным/экстренным тормозом, базовые настройки системы вентиляции (регуляторы температуры, регуляторы общей интенсивности воздушного потока, включение охлаждения, рециркуляции, обдува передних и обогрева задних стекол). Не забыты также включатель/регулятор громкости аудиосистемы и выдвижная телефонная панель, на которой можно набрать номер вызываемого абонента. Третий уровень — функции, предназначенные для обеспечения комфорта, коммуникации и оказания помощи водителю, к настройкам которых обращаются редко, но предоставляемая ими информация должна быть достаточно быстро доступна. Но уж их-то в современном автомобиле слишком много — что делать с этим хозяйством?



РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ?



Собственно, ответ на вопрос «что делать?» уже существовал — в «аудионавигационных» системах довольно давно используются поворотно-нажимные ручки-джойстики, позволяющие «путешествовать» по разветвленному меню, отображаемому на дисплее (этот принцип управления BMW применила уже в своей первой навигационной системе). Правда, там бывает еще немалое количество дополнительных кнопок, от которых было бы нелишне избавиться. А еще — организовать дело так, чтобы пользование системой минимально отвлекало водителя от управления автомобилем. Так появился «управляющий центр». В нем упомянутые функции структурированы и распределены в соответствии с принципами логики и эргономики. А дисплей расположился в поле зрения водителя, в верхней части панели, заняв почти равную позицию со «святая святых» — комбинацией приборов. Теперь, глядя на экран, водитель практически не отвлекается от дороги.



Единственный элемент управления на средней консоли — контроллер — это огромный шаг вперед по сравнению с рукоятками «аудионавигационных» систем. Во-первых, просто потому, что он большой и к нему не надо тянуться. Во-вторых, он имеет больше степеней свободы — его можно не только вращать и нажимать, но и смещать по схеме «розы ветров» (вперед, назад, влево, вправо и по четырем диагональным направлениям). А больше степеней свободы — больше функций. В-третьих, в контроллере предусмотрена силовая обратная связь (Force Feedback) — о ней и об огромных выгодах, которые она дает, разговор отдельный. Но, конечно, главное в «управляющем центре» — это сама организация доступа к различным функциям информации и управления.



ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРОСТО!



Да, «управляющий центр» — технически очень сложное устройство. Но эта сложность как раз и обеспечивает простоту пользования системой. И об этом мы смеем судить не на основании рекламных материалов компании, а опираясь на свой опыт почти недельного общения с автомобилем. Итак, перемещая контроллер по «розе ветров», вы выбираете одну из восьми функциональных областей: по основным направлениям — «коммуникация», «микроклимат», «развлечения» и «навигация», по диагоналям — «BMW ASSIST», «установки», «бортовая информация» и «помощь». Дальше «путешествуете» по меню, вращая и нажимая рукоятку: выбрали нужный пункт, нажали на ручку — получите заказанное. Так же, как в «аудионавигационной» системе. Почти так же. Но про «почти» — чуть позже.



Очень важно, что из любой области можно мгновенно перейти в любую другую. Если, например, вы находились в меню «развлечения», причем в любом месте этого раздела (например, точная настройка аудиосистемы), то вам вовсе не нужно возвращаться в главное меню. Достаточно просто двинуть контроллер, скажем, вперед — и вот перед вами уже управление телефоном. Или, скажем, влево — и перед вами точные настройки микроклимата. Или «влево на себя» — и вы можете менять основные установки, включая смену алгоритмов системы стабилизации и управления подвеской. Теперь «на себя» — и вы снова в меню «развлечения», причем в том самом месте, из которого уходили.



Кстати, этот принцип (Last Function — возврат к последней использовавшейся функции) тоже значительно упрощает использование системы — ведь на самом деле, обычно в каждой из основных областей чаще всего используются одна-две функции, между которыми, в основном, и «прыгаешь». Но вообще — отдадим должное специалистам BMW. Над иерархией меню они поработали с немецкой тщательностью: в полном соответствии со здравым смыслом, чем чаще используется функция, тем выше она в структуре меню, тем ближе ко входу в раздел.



ПРО «ПОЧТИ», ИЛИ ЗАЧЕМ ОНО СОПРОТИВЛЯЕТСЯ



Теперь об основной изюминке контроллера — силовой обратной связи, меняющей ощущения руки в соответствии с изменением функции, моделирующей фиксированные и конечные положения. Поясним на примерах. Если, например, вы меняете баланс аудиосистемы, то контроллер будет иметь заметную фиксацию в среднем положении и пружинисто «упираться» — в крайних. Вращаете контроллер, «путешествуя» по какому-либо меню, — и чувствуете рукой заметные «щелчки» при каждом «перескоке» «бегунка» на экране, а при достижении последнего пункта контроллер тоже «упрется». Но и это еще не все!



Допустим, вы выбираете номер телефона из «записной книжки» SIM-карты или радиостанцию из памяти радиоприемника. Пока «бегунок» перемещается по строчкам, уместившимся на экране, рукоятка вращается с едва заметными «щелчками». Как только «бегунок» дошел до края экрана, встречное усилие возрастает, и появление каждой новой строчки будет сопровождаться уже легким встречным рывком. Увеличите усилие — список будет перелистываться быстрее, рывки участятся. Уменьшите — все пойдет медленнее. Дойдете до конца списка — опять почувствуете пружинистый «упор». Высший пилотаж! Вы общаетесь с системой на уровне интуиции — скорость работы с меню возрастает многократно, а иногда и взгляд от дороги отрывать не нужно! Но вот вы выключили зажигание или хотя бы вышли в главное меню — и вращение контроллера абсолютно свободно: хоть миллион оборотов в любую сторону!



ДВА БОЛЬШЕ ЧЕТЫРЕХ





Вернемся к комбинации приборов. Здесь всего два циферблата, но на самом деле информации с них вы можете получить не меньше, а больше, чем в «семерке» предыдущей. Ибо на самом деле перед вами информационный дисплей, который сочетает стрелочные приборы и цифровую индикацию. И вы можете выбирать, какую информацию будете получать в дополнение к скорости и числу оборотов. Причем помимо полей под циферблатами, куда могут выводиться данные о запасе топлива, показания одометра и расходомера и различные предупредительные сообщения, используются и сами циферблаты. На спидометре выставляются метки скорости программируемого круиз-контроля (до 6 шт.), а на тахометре живет своей жизнью переменная (!) «желтая зона» рекомендуемого ограничения оборотов. Как это «переменная»? Пуская «холодный» двигатель, вы обнаруживаете, что «желтая зона» начинается уже с 4000 об/мин. По мере прогрева она постепенно сокращается, «разрешая» вам «крутить» мотор все интенсивнее. Кстати, в зависимости от яркости освещения дисплей обладает большей или меньшей степенью отражения.



Конечно, можно еще перечислять различные сервисные функции, облегчающие управление «семеркой» — голосовое управление большим количеством функций, программируемый и активный круиз-контроль, графическую индикацию препятствий при парковке... Но это можно узнать и из рекламных проспектов. Главное — совсем в другом. Вдумайтесь: современный представительский автомобиль, со всем сложнейшим оборудованием, по количеству органов индикации и управления смог вернуться к уровню своего предшественника полувековой давности. При упрощении и увеличении скорости управления! В современном информационном море у человека нет иного выхода, кроме как группировать и структурировать информацию, увеличивать скорость ее восприятия, задействуя интуицию, обращаясь к глубинам подсознания. Именно в этом и следует искать суть концепции управления iDrive.



Текст Дмитрий Филонов Иллюстрации BMW AG http://auto.whatodo.ru
Источник http://www.chasti.ru
Реклама
Лежачий полицейский
Запчасти
Онлайн сервис по поиску автозапчастей в Украине
АВТОинфо 
Авто с пробегом Автобазар Украины В условиях нынешней рыночной ситуации в Украине, к сожалению, далеко не каждый желающий может позволить себе покупку нового автомобиля из автосалона.

3D автоковрики
Среди ассортимента ковриков для салона автомобиля выгодно выделяются 3D модели. Они появились сравнительно недавно и сразу же завоевали симпатию владельцев транспортных средств.

Хорошие автомобильные аксессуары Thule Хорошие автомобильные аксессуары – это не те, что стоят дешевле, а те, что прослужат дольше.


  При использовании материалов обязательно указывать гиперссылкой на: www.iCAR.com.ua