Акустика Безопасность Двигатель Драйв Закон История Кузов Оптика Отзыв Подвеска Покупка Резина Ремонт Рулевое Салон Тюнинг Ходовая Электрика
АВТОинфо
Аккумуляторы. Хранящие электричество
Изменились ли автомобильные аккумуляторы за более чем столетнюю историю своего существования?
Первый аккумулятор, подаренный Гастоном Планте Французской Академии наук, представлял собой две свернутые в виде рулета и уложенные в сосуд с раствором серной кислоты свинцовые полосы с пористым изолятором между ними. Конечно, емкость такого аккумулятора была невелика, да и достигалась после нескольких десятков зарядно-разрядных циклов.
Первая аккумумуляторная батарея, похожая на нынешние, появилась в 1881 году, точь-в-точь перед появлением автомобиля. В ней фольга уже уступила место пакетам свинцовых литых решеток, в которые запрессовывалась активная масса — паста двуокиси свинца.
И вот грянула автомобильная лихорадка. После непродолжительных экспериментов с различными типами систем воспламенения горючей смеси в цилиндрах конструкторы остановились на искровой системе зажигания, которой был нужен бортовой источник электроэнергии. И здесь свинцово-кислотные аккумуляторы пришлись как раз впору — если сухие батареи после использования выбрасывались, то аккумулятор можно было снимать с автомобиля и подзаряжать.
Почему снимать? Да потому, что на автомобилях того времени не было генератора, и все электрооборудование состояло из аккумуляторной батареи (или нескольких сухих батареек) и простейшей системы зажигания. Позже сюда добавились электрические фары, заменившие масляные и ацетиленовые горелки. А генератор вместе со стартером появились на автомобилях только в начале второго десятилетия нашего века — первым автомобилем, оснащенным электрическим мотор-генератором, был Cadillac 1912 года. Кстати, на нем параллельно с 6-вольтовым свинцово-кислотным аккумулятором Exide все же стояли пять сухих батареек, — для резервного питания системы зажигания.
Сначала корпуса аккумуляторов были деревянными, потом эбонитовыми. Аккумуляторные батареи формировались из нескольких элементов, каждый из которых имел рабочее напряжение около 2,2 вольт. Для шестивольтовых аккумуляторов в одном корпусе последовательно соединялись три элемента, для 12-вольтовых — шесть, для 24-вольтовых — двенадцать.
Для легковых автомобилей 6-вольтовая электросистема была общепринятой почти полвека, и только в 50-х годах произошел массовый переход на 12 вольт. Эбонитовые корпуса батарей с торчащими наружу или залитыми мастикой перемычками между элементами постепенно уступили место более легким и прочным полипропиленовым. Пионером в применении синтетических материалов для корпусов аккумуляторов выступила в 1941 году австрийская фирма Baren, а полипропилен начала использовать американская фирма Johnson Controls в середине 60-х. Произошли в конструкции свинцово-кислотных аккумуляторов и другие изменения, повлиявшие на их параметры и срок службы. Но чтобы их заметить, нужно заглянуть внутрь корпуса.
Материал с сайта газеты "АВТО-ревю"